Федерация авиамодельного спорта России
ПРЕДЛАГАЕМ СОТРУДНИЧЕСТВО С ФЕДЕРАЦИЕЙ АВИАМОДЕЛЬНОГО СПОРТА РОССИИ
Меню
Главная
Новости

- ФАС России
- Устав ФАСР
- ФАСР в регионах
- Коллегия судей
-Законодательство о спорте
- История авиамоделизма
- Контакты
- Правила соревнований
- Положения
- Положения о СК России
- Публикации
- Рассылка
- Календари
- Календарь Минобразования
- Коллективы
-Минспорттуризма
-ДОСААФ России
- Документация классов
- Архив новостей
- Галерея
- Видео
- Новичкам

Ссылки
Файловый архив

Обратная связь
Карта сайта
Конкурс юных художников
Клубы и Федерации

Галерея сайтов 

Наши партнеры

Металлические двери эконом-класса

Сайт ФАС РФ оказывает информационную поддержку авиамодельным соревнованиям любого уровня на территории России.

ОБНОВЛЕНИЕ САЙТА ФАС РОССИИ        КАЛЕНДАРЬ СОРЕВНОВАНИЙ       

История авиамоделизма
Авиамоделист Михаил Зюрин

К 70-летию установления в СССР (РОССИЯ) первого официального мирового рекорда МИХАИЛОМ  ЗЮРИНЫМ

 

Из воспоминаний Ник. Бабаева.

 

А В И А М О Д Е Л И С Т    Э К С Т Р А   К Л А С С А 

 

          Осенью 1931 года в любой, пожалуй, газете у нас было напечатано сообщение об удивительном 16 летнем пареньке из Вятки о Мише Зюрине.

          До сих пор видели мы парение моделей – «схемок»- простейших реечных моделей самолетов, где вместо объемного остова-фюзеляжа красовалась обычная сосновая, а иногда тростниковая рейка, откуда получилось и само название их. Легкие модели кроме того в полете еще облегчались – как только отрабатывал резиномотор, он вместе с воздушным винтом-пропеллером сбрасывался на землю и модель частенько начинала парить. Правда тогда метеорологию знали мы гораздо хуже, чем теперь, и парящие полеты моделей в начале тридцатых годов были редкостью все же.

          Видели мы и другое, кратковременное парение моделей планеров со склонов. Мы в то время не умели запускать парящие модели на ровном месте с леера с разбегом. Нам, между прочим, пришлось доже «пострадать» за эксперименты с запуском моделей планеров подобно воздушным змеям. Дело в том, что опыта еще не было и тяжелые модели «бухали» об землю, мало что оставляя для ремонта.

          Все это теперь в прошлом, наши авиамоделисты  давно научились отлично эксплуатировать свои безмоторные аппаратики, завоевывая по 900 очков и на планерном старте, добиваясь иногда парения моделей целыми часами. Тридцать же лет тому назад Михаил Зюрин внес переворот в авиамодельную технику.- его фюзеляжная модель самолета с резиновым мотором взлетела, пропарила в воздухе 27 минут 20 секунд и села в 2. 020 метрах от места старта

Конечно, ни о каком-либо сбрасывании винтомоторной группы здесь и речи не могло быть- фюзеляж обтянут со всех сторон, как и положено для этого класса моделей.

          Случилось событие 10-го августа на лугу около деревни Строгино, что на противоположном берегу реки Москвы считая от нынешнего аэродрома Тушино. Михаил Зюрин завоевал полетом своей модели сразу два мировых рекорда и явился основателем новой школы в авиамоделизме- парящих фюзеляжных моделей самолетов.

          До этого наши фюзеляжные модели самолетов летали на низкой высоте, строго по прямой, быстро снижаясь сейчас же после раскрутки резины. Они у нас назывались тогда рейсовыми моделями, лучшим образцом их были модели Ю. Миклашевского и А. Бакунчика.

          До полета модели М.Зюрина самые совершенные немецкие модели этого класса могли пролетать полкилометра- шестьсот метров; мировой рекорд был равен всего 779 метров.

          Некоторые скептики считали : успех Зюрина случаен, просто повезло де пареньку и все. Тем более, что своеобразный характер Михаила способствовал этому мнению- был он молчаливым, угрюмым юношей. Бывало слово от него не добьешься, где уж тут свои взгляды на парение высказать.

          Шли годы.

          Ездили мы осенью 1934 года в Коктебель с экспедицией авиамоделистов. В числе группы был и М. Зюрин .  Задача у нас была интересная –предстояло «обучить» парению наши безмоторные модели.

          И что же получилось на практике- модель планера М. Зюрина парила при сильном ветре, имея очень небольшую нагрузку /до 10 г/ кв. дм.; обычные в то время модели летали с нагрузкой 30-40 г. кв. дм. Модель имела оригинальное шарнирное устройство крепления крыльев- при порывах ветра крыло смешалось назад, что и обеспечивало переход на большую скорость полета. 15 минут продержалась она на глазах у нас, чтобы затем уйти в долину. Снова М. Зюрин показал отличное достижение- превысил рекорд Европы.

          Взглянув на таблицы рекордов того времени, вы встретите фамилию Зюрина и в классе фюзеляжных моделей гидросамолетов- он одним из первых у нас добился хорошего взлета своего детища с водной поверхности. А известно авиамоделистам, взлет с воды во много раз сложнее нежели с земли.

          М. Зюрину принадлежит честь установления первого официального международного рекорда полета самолета с поршневым двигателем.

2.

          Характерно для М. Зюрина- на его модели все, вплоть до последнего винтика, было сконструировано и построено его собственными руками: сама модель + поршневой двигатель. Двигатели тогда были с элетрозажиганием. Чтобы не утяжелять веса модели, пришлось Михаилу изготавливать миниатюрную запальную свечу со слюдяной изоляцией, мотать бобину. Разве только, что источники электроэнергии – батарейки от карманного фонаря были заводскими.

          В рекордный полет модель Михаила стартовала 8-го мая 1938 года с Тушинского аэродрома.  Мне пришлось выступать в роли спортивного комиссара Центрального аэроклуба СССР.       

          После взлета модели поднялся в воздух ПО-2 для ее сопровождения. Но увы. Поднявшись в воздух, мы так и не увидели модели. Не было еще опыта сопровождения модели в полете самолетом. Конечно, о методике следования за летящей моделью так хорошо разработанной у нас в дальнейшем, мы и не слыхали. На ПО-2 отсутствовала радиосвязь с землей, следовательно нас не могли нацелить на модель.

          Сели. Порасспросили куда улетела модель, снова взлетели и опять… не нашли ее в воздухе. Мы не знали тогда, что таким способом можно найти модель в воздухе также, как и … иголку в стоге сена. И все же ПО-2 взлетел в третий раз с командиром эскадрильи. Такой же «успех»…

          Идем мы в штаб Центрального аэроклуба СССР понурые, внутренне ругая себя за потерянную модель и возможно рекордное достижение. Вдруг около здания слышим крики:

          - Скорее, скорее к телефону.

          Оказалось звонят … с места посадки модели из колхоза «Красная Волга». Помогла наклейка на модели с указанием адреса и номера телефона аэроклуба.

          На другой день с утра на месте уточнили координаты посадки, подчитали. Оказалось, модель Михаила Зюрина пролетела, считая строго по прямой «взлет- посадка», 21 километр 857 метров. Такова величина первого международного рекорда наших авиамоделистов, официально зарегистрированного ФАИ.

          Свои технические новинки Михаил Зюрин, начав руководить авиамодельными кружками, передает своим воспитанникам. От былой угрюмости- связана она была, как потом выяснилось, с тяжелым детством Михаила- не осталось и следа.

          Ученик Зюрина – Л. Воробьев 24-го апреля 1939 года – через год после установления первого международного рекорда- увеличивает дальность полета модели самолета с поршневым двигателем до 135 километров 410 метром. На модели стоял мотор конструкции и изготовления самого Михаила.

          В предвоенные годы широко были известны моторы М.Зюрина, выпускавшиеся небольшими сериями Центральной авиамодельной лабораторией ЦС Осоавиахима СССР им. 1Х сьезда ВЛКСМ. Выпускались они под марками МЗ-2 и МЗ-3, в зависимости от объема цилиндра.

          Хорошо знаком был среди авиамоделистов и переключатель резинового мотора  конструкции Михаила; переключатель увеличивал время работы мотора вдвое. Он сыграл значительную роль в росте спортивных результатов по этому классу летающих моделей.

          Последнюю модель Михаила видел я на 1 Московских городских состязаниях комнатных летающих моделей. Было это во время весенних каникул в школах 1941 года.

         Как всегда блестяще решив технические затруднения, Зюрин продемонстрировал впервые отличный полет ультралегкой комнатной фюзеляжной  модели самолета. Продержалась она в то время около трех минут, вполне достаточно для начала-  комнатные модели у нас только начали строить.

          Великая Отечественная война. Михаил Яковлевич Зюрин в рядах Красной Армии защищает Родину. Он погиб на Сталинградском фронте. Память о нем, о его блестящих моделях на всегда  осталась в истории массового советского авиамодельного спорта.

 

                                                                     1960 г. 

Материал из архива – Московского авиамодельного клуба РОСТО (ДОСААФ)


Дата публикации: 18.04.2008
Прочитано: 3246 раз
[ Назад | Начало | Наверх ]
Главная | Новости | Рекомендовать | Обратная связь

 Rambler\'s Top100 Счётчик@Mail.ru СПОРТКОМ

Powered by SLAED CMS, released under the GNU/GPL license.